Natalia Belenkaya (natsla) wrote,
Natalia Belenkaya
natsla

Category:
  • Music:

Эксперимент

Налицо, надо сказать, некоторый кризис ЖЖанра. Уже все читатели, кажется, знают, что на мне не живут работы, учебы, мужчины и творчество (порядок произволен), про проблемы нереализованности и не первой молодости тоже уже все читали. Про скуку, одиночество и циничное убийство времени в стиле "е*у и плачу", и что не получается водиться с теми, с кем больше всего хочется, про счастье преимущественно во время сна, и про то, что не зря на меня западают 30-летние девственники - чуют родную душу: психология у меня совершенно такая же (хотя чего там, мой брат - натуральный девственник 23 лет, влюбленный со школы в одну и ту же девушку).

Какие бывают варианты? Можно писать воспоминания: глядишь, мои родные и одноклассники окажутся не другее других. Но это мало кому дано, остальных за это, похоже, выкидывают... Поэтому решила я давеча, послушавшись голосов внешних и внутренних насчет "надо что-то делать", Написать Статью. Для женского журнала Practical Depressive, поскольку как бы заказали. Учитывая, что последний раз что-то писать за деньги я пыталась, кажется, в 94-м году... В общем, попытка описать явление (договорились, что "напишу про блюз") на двух страницах, с соблюдением собственных представлений о глянцевости, и чтоб было смешно, познавательно и исчерпывающе. Журналу, разумеется, не подошло.

ЦВЕТ ТОСКИ

Женщине свойственно плакать. Некоторые при этом еще и поют. И у русских «страданий» есть жанры-сестры, самый популярный из которых – блюз. Имена классических американских ярославен до сих пор на слуху – Дженис Джоплин, Бесси Смит, Билли Холлидей. Это не всегда легкая для прослушивания музыка, но тексты растасканы на цитаты литераторами и журналистами-мужчинами, которые почему-то особенно любят этот жанр именно в женском исполнении: получают, должно быть, изысканное удовольствие от наших слез, облеченных в форму простого английского стиха. Характерно, что в России женщин-блюзменов так пока и не появилось, разве что Умка с ее «Люби гитариста – триста слез прольешь».
Первые блюзовые тексты мне попались в романе Хулио Кортасара «Игра в классики», где герои слушают старые пластинки и подпевают:

Well it’s blues in my house from the roof to the ground
Blues everywhere since my good man left town
Blues in my mail-box ‘cause I can’t get no mail
Blues in my bread-box ‘cause my bread got stale
Blues in my meat-barrel and blues upon my shelf
And it’s blues in my bed ‘cause I’m a-sleepin’ by myself.

Перевод опускаем. Мне на тот момент было лет 14, но чтобы прошибало, совершенно необязательно, чтоб все реалии совпадали. Этот текст я до сих пор пою на какую попало мелодию, так и не найдя, где скачать оригинал (песня называется The Yas-Yas Girl).
Однако, блюз, как правило, берет не столько текстом, сколько тем, что в музыкальной прессе называют «драйвом». Дженис Джоплин (вокальный Высоцкий) – ровно тот случай. Ее Ball and Chain («Кандалы»), множество версий которого звучит на самых ее разных записях – от Монтерейского фестиваля до сборника Greatest Hits, со знаменитым “It’s all the same fucking day, man” – абсолютный гимн блюзу и женскому горю (которое, собственно, и значит слово blues). На концертном видео она ломает руки и дико искажает лицо, приобретающее вид трагической маски. Простенький текст о сложненьких переживаньицах пополняется бессвязным горестным лепетом, который не вынесет бумага, но пронесут сквозь годы уши.
Мужчины, впрочем, тоже постарались, как основные контрибьюторы в подавляющем большинстве областей человеческой деятельности, кроме разве что детородной. До сих пор на российских радиостанциях любят включить “Still got the blues” Гэри Мура, очередного нечерного неамериканца, создавшего, может, и не лучшую, но одну из популярнейших в девяностые песен в этом нафталиновом вроде жанре. Звучит она попсовато, зато напоминает о приступе любви к блюзу, который пережили молодые английские музыканты в начале 60-х. Их же наследницей звучит еще один гимн конца прошлого века, прижившийся в российском радиоэфире: «Stop» в исп. Сэм Браун, блондинки с мужским псевдонимбом. Успех песни привел ее к подпевкам ни много ни мало в концертном турне Пинк Флойда, а тем, чья юность пришлась на ранние девяностые, осталось бормотать про себя

You better stop before
You tear me all apart
You better stop before
You go and break my heart
Oooh you better stop

Белые, девяностые, блюз и популярность – такое удалось, в частности, солистке группы Vaya Con Dios. Помню свое удивление, когда выяснилось, что это вовсе не имя исполнительницы, а название группы, означающие «Иди с богом», а саму предводительницу бельгийских любителей американского колорита зовут Дэнни Кляйн (Сэм Браун – 2?). Ее “What’s a woman?..”, представляющую героиню в разных градусах покинутости, звучит хоть и в нехарактерном для блюза мажоре, придающем ему оттенок госпела, но с не меньшей болью:

All alone in the dark
She will swear, cross her heart –
Never again.

Тщетные, но неизбежные усилия по вытравливанию из сердца злополучного объекта, способного заставить профессиональнейших вокалисток мяукать разъяренной кошкой, мычать недоенной коровой и выть покинутой собакой.
Странно, что такие, казалось бы, антижизнеутверждающие композиции прочно занимают место во всяческих Romantic Collections, которую одни пираты почестнее назвали, помнится, Music to Make Love to. Под которую, стало быть, нужно. Там же пресловутый Гэри Мур, и еще один английский хрипун – Джо Коккер, который вроде блюзы как таковые и не очень пел, но все делал в этакой надрывной манере, в которой даже битловская With a Little Help from My Friends звучит как жалоба покинутого влюбленного. А уж N’Oublie Jamais, в которой французского – одно название, призывающее не забыть, просто создана, чтобы под нее рыдать об утраченном и вспоминать, при каких обстоятельствах эту песню слушали вдвоем в последний раз.

Не то, чтобы от блюза, как и вообще от песен, что-нибудь становилось яснее. Более того, от него не становится легче жить. Но на пути к выздоровлению от очередной иллюзии на чей-нибудь счет, самое то – послушать Дженис, или саундтрэк к Blues Brothers, в котором, кстати, классических минорных блюзов толком нету, а вместо них – сплошное жизнеутверждающее стремление ввысь, или двигать попой, раскидывая при этом мозгами. В чем, собственно, и состоят терапевтические функции этой, некогда такой популярной, музыки.
Subscribe

  • Lost vs found

    В качестве эпиграфа (прескриптум?): реальный разговор со старым знакомым, тру-гуманитарием, переквалифицировавшимся в айтишники и обнаруженным мной…

  • Из кассиров с любовью

    Как некоторые знают, волею судеб я с января работаю в загадочном месте - русском продуктовом магазине (вне СНГ - отдельный жанр, по большому счету…

  • been there, done that, недопонял

    И это все, что можно сказать о прошлом. "Они куда-то ушли, и едва ли вернутся обратно" (БГ - имеются в виду, наверное, все поезда, на которые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Lost vs found

    В качестве эпиграфа (прескриптум?): реальный разговор со старым знакомым, тру-гуманитарием, переквалифицировавшимся в айтишники и обнаруженным мной…

  • Из кассиров с любовью

    Как некоторые знают, волею судеб я с января работаю в загадочном месте - русском продуктовом магазине (вне СНГ - отдельный жанр, по большому счету…

  • been there, done that, недопонял

    И это все, что можно сказать о прошлом. "Они куда-то ушли, и едва ли вернутся обратно" (БГ - имеются в виду, наверное, все поезда, на которые…