Natalia Belenkaya (natsla) wrote,
Natalia Belenkaya
natsla

Category:

Сорок пять пирогов с одной свечой

Давным-давно, кажется, в прошлую пятницу ранних 90-х, мне пришло еще бумажное письмо с кассетой - а может быть, непосредственно аудио-письмо от соседки по парте и исследователя творчества группы "Аквариум" Ольги Викторовны С., упоминавшейся в прошлом посте, в котором среди прочего сообщалось, что у нас тут, мол, в студиях звукозаписи появилось черт-те что - называется типа "БГ '69" (ну или какой-то такой же ранний год - что, понятно, нелогично, ибо фигурант 53-го года рождения), и явно не он, но все же круто, вот послушай. Далее зазвучала песня:

Коммунальный быт,
Сапожное братство людей,
Легкий дым обид,
Слабый вкус коридорных вестей,
Из зажатых ран
Все ж течет голубая вода -
Это светит там
Для тебя не пожар, не звезда,
А пирог со свечами,
Пирог со свечами,
Пирог со свечами...


Ого, вот это да. (Мы-то с вами помним, как тогда буквально ртом хватали музыкальные вести с Родины, особенно те, в которых, как в правильно сделанном талисмане, переливался и искрился дух поколения-дворников-и-сторожей и приютивших их кухонь). И впрямь совершенно незнакомый, но пропитанный чем надо материал. Прилагалась еще одна песня, которая, как тогда еще не говорили, зашла не в пример меньше, про то что "Мы летим по разным орбитам со скоростью ноль [...] Вот мы слышим одну ноту, Но ты - диез, я - бемоль", но и оттуда запомнилось

Теперь зима и хмельной январь
Раскинул сети и ждет улова,
Зима обновила мой ручной словарь -
В нем осталось только одно слово


Через некоторое время мое вынужденное одиночество на районе отчасти развеял сын родительских друзей Лев Михалыч Г., впоследствии волею судеб и с санкции близких счастливо вернувшийся в отечество и заделавшийся интернет-магнатом. Но до этого предстояло дожить, а покамест среди привезенных в изгнание кассет оказался полный альбом с этими песнями, который мы и слушали - начинался он с трека "Ребята, спокойно, я делаю музыку", еще там было про покер с рефреном "Блеф, блеф, блеф", и "Лучший символ - это трактор, а не ядерный реактор и не доменная печь", и много-много лирики. Например, ближе к концу - или это я расслышала уже позже, когда запись стала доступна в интернетах -

Все равно забываться опять бесконечными снами.
Все равно просыпаться утром, и все сначала.
Все равно - пить ли воду, холодную воду, из крана
Или пить из стакана остатки спитого чая


Именно с этим чувством мы его и слушали. И если некоторым удалось впоследствии взять обстоятельства в руки, едва окрепнув, и развернуть оглобли жизни в противоположную сторону, а некоторым - нет, так и поникли, то тогда, в начале 90х, в том времени и месте все было именно так - да и автор вроде бы все это создавал на грани перестройки и эпохи застоя, как мы вскоре выясним, но для оказавшихся подростками в Израиле последняя началась снова. Как писал давеча один талантливый астролог по поводу испытываемого многими в наше время ощущения - вам кажется, что you missed your chance? Relax, there never was one, или что-то вроде того. Впрочем, следующий текст о восприятии музыки и ее роли в кажущемся бессилии человека перед эпохой был написан в еще более глухие времена - героем моего предыдущего поста, прозу которого цитирует все тот же Печкин, которому я там отвечаю, только у него цитируется роман, а мне вспомнился рассказ (изданный все той же Ольгой С. в 92 году на бумаге):

"...Замри, Христофор. Не шевелись. Пусть сигарета медленно становится пеплом. Пусть отражение печали и счастья снега остается свободным от твоей неуклюжей любезности закрытых глаз. Пусть она не знает о тебе; пусть остается. [...] Музыка становится сильнее и сильнее. Ответьте мне, что слышит Т.Б., подошедший к окну, там, в оставленной тысячелетия назад комнате, полной отгоревших нот и беломорного дыма; почему молчит Сатчьяван, глядя поверх его головы.

Снег продолжает идти. И внезапно наступившая тишина взрывает голову изнутри, и на мгновение Христофор слепнет, забыв о том, где и кто он. И когда зрение вновь возвращается, его руки уже пусты, и только запах сирени смешивается с запахом пота и исчезает в ветке дыма, корень которой - догорающая на полу сигарета. И продолжают падать сумерки, смешанные со снегом."


Так или иначе, наступил аж 99-й год, и на регулярно посещавшемся мной сайте "Планета Аквариум" появилась переписка человека, на сайте которого и лежит текст рассказа "По ту сторону дня", с автором песен, с которых мы тут начали. Из нее следует, что зовут его Шамиль Абряров, он московский бард, из тех, что впоследствии стали называть "бард-рокерами", альбом называется "Пирог со свечами", к БГ не имеет никакого отношения, кроме вдохновения, и записано это все - правильно, ни на что особо не рассчитывая (в ответе характерно чередуются выражения "были какие-то надежды" и "...от полной безнадеги").

Впоследствии появился полон яндекс информации об авторе и куча записей, в том числе перезаписи этих же песен с неудачной пластинки (на мой взгляд, выхолощенный звук идет этим текстам меньше, чем затертое "демо"). Один текст о нем так и называется: "Музыка честного одиночества". Как и предполагалось, объяснить на одной ноге утратившей совершенство речью, что мы такое в этом находили там и тогда (и, соответственно, я с тех пор - всю дорогу), оказалось невозможным, сколько ни цитируй. Но те, кто настроен именно на те вибрации, хочется надеяться, услышат и так - мало знаю произведений, где так сказано о - язык не поворачивается употреблять выражения типа "монолог неудачника" (да еще и на добротной блюзовой основе), мы с автором незнакомы, но по-моему, оно об этом, и о том, что и в этом есть собственная гордость, фига в кармане, на которой и вращается внутренний мир. Слушайте же.

Subscribe

  • Lost vs found

    В качестве эпиграфа (прескриптум?): реальный разговор со старым знакомым, тру-гуманитарием, переквалифицировавшимся в айтишники и обнаруженным мной…

  • Из кассиров с любовью

    Как некоторые знают, волею судеб я с января работаю в загадочном месте - русском продуктовом магазине (вне СНГ - отдельный жанр, по большому счету…

  • been there, done that, недопонял

    И это все, что можно сказать о прошлом. "Они куда-то ушли, и едва ли вернутся обратно" (БГ - имеются в виду, наверное, все поезда, на которые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Lost vs found

    В качестве эпиграфа (прескриптум?): реальный разговор со старым знакомым, тру-гуманитарием, переквалифицировавшимся в айтишники и обнаруженным мной…

  • Из кассиров с любовью

    Как некоторые знают, волею судеб я с января работаю в загадочном месте - русском продуктовом магазине (вне СНГ - отдельный жанр, по большому счету…

  • been there, done that, недопонял

    И это все, что можно сказать о прошлом. "Они куда-то ушли, и едва ли вернутся обратно" (БГ - имеются в виду, наверное, все поезда, на которые…