Natalia Belenkaya (natsla) wrote,
Natalia Belenkaya
natsla

но никто совсем не умер

Тут должен был быть программный пост о том, почему Пасха - это важно. Но его не будет, а пока позвольте поделиться снизошедшим на меня давеча врубом, который, как уже много лет подряд, пришел в форме афоризма.



Дело в том, что Христос - это бог культуры, по крайней мере из моего воспитания и бэкграунда это следует процентов на сто. Это я, разумеется, говорю не тем эскимосам, которым этот снег продавать не надо, и не молодежи, которую тошнит от нынешней РПЦ, и которые предпочитают думать, что Аллах акбар (я знаю, они мне сами говорили). Скорее тем, кто окружает меня здесь и сейчас. Кстати, особо ретивым из них, боящихся исламской угрозы и радостно бьющим себя пяткой в грудь на предмет богоизбранности, хочется напомнить, что про евреев как нацию не забыли, скорее всего, именно благодаря произошедшей две тыщи лет назад истории, и сохранилась и закалилась она преимущественно благодаря ей же - а главное, если вы живете в регионе и вам тревожно от ислама, имеет смысл попробовать не отделять себя от мировой цивилизации, и вспомнить, скажем, с каким чувством вы читали "Мастера и Маргариту" в перестройку. Или раньше, но точно до эмиграции в Израиль (впрочем, любая диаспора с подчеркнуто иудейской доминантой сойдет для примера - а главное, тем местным жителям, которым подсовывают нью-эйдж на палочке вместо ортодоксального иудаизма, сочувствую не меньше).

...Так вот, Бог культуры - ровно в смысле пастернаковского "Всё будущее галерей и музеев [...] все яблоки, все золотые шары". Жизнь моя сложилась так, что дороже воспоминаний о детстве и отрочестве в ней практически ничего не образовалось - возможно, это мой косяк, как нынче говорят, и сложись она иначе, область намоленного сместилась бы куда-то еще, но мало что сравнимо для меня с впечатлением от альбома "Искусство Возрождения" и других, в более ранние годы; от слайдов на стене из серии "Музеи мира" с мамой, которая объясняла мне, что у Богоматери такое лицо, потому что она предчувствует страдания сына и что говорят апостолы на "Тайной вечере", от всего, что было между детством (были буквально хрестоматийные моменты типа икон в квартире у няни-соседки, вопроса "Кто это" и ответа "Это Боженька") и отцом Александром Менем, который вдруг оказался буквально везде - в "Огоньке", по телевизору (помню августовский вечер, когда родители позвали меня смотреть его передачу "Вечные вопросы"), и на лекциях у нас в школе непосредственно, вплоть до сообщения о его смерти, которое я на иврите прочла в газете в киоске у иерусалимской школы, где пришлось учиться с 90 года.

Все понимаю. И что позиция обвинителя идиотская, и что в олимпийских богов тоже рано или поздно перестали верить, но друзья, ей-богу, вы не знаете, с чем заигрываете. Это сук, на котором мы все сидим. Точнее, древо, на котором висим. Не пилите его корни, не надо. Тот же Мень говорил (ссылку не могу найти), что нет никакой дихотомии между иудеем и наоборот, и вся его жизнь и мученическая кончина - тому пример. А главное, посмотрите вокруг: хорошо ли там, где нет никакой культуры в общемировом понимании, и никакого Христа, кроме того, которого можно туристам? Не оттого ли мы с вами живем носом в интернет? Ото ж.

Ладно, извините. Посмотрите лучше отличное кино по известному произведению:

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments